ЦГИА СПб.  Фонд 569.  Опись 1.
Фабрично-заводской отдел за 1881-1889 г.г.

Eдиницы хранения


Начальная
дата
Конечная
дата
Количество
листов
 
1110 Дело по прошению об осмотре коробочной мастерской купца Федора Гедина 11.02.1887 25.04.1887 10

Справочная информация

Начальный год: 1881
Конечный год: 1889
Аннотация: В 1871 г. вышел именной указ Александра II о преобразовании петербургского столичного управления, в котором говорилось: "Санкт- Петербургскую столицу в пределах городской черты выделить из состава С- Петербургской губернии и образовать из нее особое градоначальство. Петербургскому градоначальнику предоставить права губернатора, оставив его в то же время главным и непосредственным начальником Петербургской полиции. Должность обер-полицмейстера переименовать в Канцелярию Петербургского градоначальника" (*1).
Петербург выделялся из состава Петербургской губернии и градоначальник, так же как и губернатор, подчинялся непосредственно министру внутренних дел.
На градоначальника было возложено управление столицей в полицейском и административном отношении. Обширный круг обязанностей градоначальника потребовал создания сети местных учреждений, через которую осуществлялось управление столицей. Был создан ряд учреждений, который подчинялся непосредственно градоначальнику, в т. ч. и Управление градоначальника. На начальном этапе своего существования Канцелярия градоначальника , как и Управление, Были отдельными, самостоятельными учреждениями.
В начале 80-х г. г. XIX в. в связи с ростом революционного движения усилился полицейский надзор в столице. В 1881 г. должность градоначальника была упразднена и вновь введена должность обер-полицмейстера для того, чтобы он смог "сосредоточить свое внимание исключительно на охранении общественного порядка и спокойствия" (*2).
Административное управление столицей вновь было возложено на губернатора.
Однако уже в 1883 г. правительство приходит к выводу, что < отделение от административного управления столицей от полицейского привело к значительным неудобствам <. Поэтому должность градоначальника была восстановлена. Была восстановлена и вся сеть подведомственных градоначальнику учреждений. Однако она претерпела значительные изменения. Ряд входивших ранее в состав Управления структурных частей стали самостоятельными учреждениями, подчинявшимися непосредственно градоначальнику. И, наоборот, Канцелярия градоначальника, которая раньше была самостоятельным учреждением, теперь стала составной частью Управления. Она состояла из 10 отделений: инспекторского, счетного, исполнительного, распорядительного, судного, паспортного, городского, отдела по взысканиям, отделения по счислению запасных войск, иностранного отделения. При Канцелярии состояли также чиновники, занимающиеся производством дел по охранению общественного порядка и спокойствия.
Инспекторское отделение - занималось всеми делами по кадрам Управления градоначальника и полиции, по преобразованию частей управления, вело переписку по организации церемоний, связанных с царской фамилией, осуществляло доставку директивных документов в разные части Управления. При инспекторском отделении был стол дворников.
Счетное отделение - ведало всеми расчетными делами Управления градоначальника и полиции.
Исполнительное отделение - осуществляло исполнение решений о производстве лиц в почетное и потомственное гражданство, о подтверждении дворянства, занималось сбором сведений о лицах по запросам правительственных учреждений, делами о выдаче свидетельств и удостоверений о судимости и политической благонадежности.
Распорядительное отделение - занималось снабжением видами на жительство иностранных подданных, выдачей свидетельств на получение оружия в разные губернии, занималось делами об охране частных имуществ, сбором сведений для статистического комитета, делами об опеке имуществ от расточительства и т. д. При нем был стол по учету бедных.
Судное отделение - занималось высылкой лиц из столицы по разным причинам, высылкой из России иностранных подданных, осуществляло контроль за приведением в исполнение судебных приговоров, учреждением надзора за разными лицами, осуществляло контроль за распоряжениями о наложении ареста на брошюры и книги, занималось рассмотрением арестантских жалоб.
Паспортное отделение - ведало выдачей видов на жительство.
Городское отделение - занималось делами о городском хозяйстве и благоустройстве, давало разрешение на открытие и содержание трактиров, ресторанов, меблированных комнат, садов, частных театров, рассмотрением проектов, уставов акционерных обществ, занималось рассмотрением смет по сословным учреждениям, давало разрешение на устройство фабрик, заводов, на производство земляных работ, занималось регулированием цен на жизненно- важные продукты и т. д. При этом отделении был стол полицейской цензуры.
Отдел по взысканиям - вел все дела о нарушении постановлений и правил домовладельцами, дворниками, извозчиками, о взыскании штрафов и недоимок, о наложении ареста на имущество и описи его. >Отделение по счислению запасных войск - занималось всеми вопросами, связанными с учетом запасных военных чинов (нижние чины, врачи, фельдшеры)
Иностранное отделение - вело все дела по иностранным подданным: выдавало виды на жительство иностранцам, заграничные паспорта русским и иностранцам, ведало сбором справок по иностранным подданным.
При Канцелярии градоначальника находилось также несколько чиновников, занимающихся охраной общественного порядка и спокойствия. Охранного отделения как такового еще не существовало. Оно было создано в 90-х г. г. в связи с ростом революционного движения и подчинялось не Канцелярии, а полицейскому Управлению. Канцелярия же в первое десятилетие XX в. претерпела значительные изменения. Все отделения ее были переименованы в делопроизводства. Часть из них (распорядительное, инспекторское, исполнительное, отдел по взысканиям) были ликвидированы. Некоторые отделения преобразованы, кроме того были созданы новые делопроизводства.
Итак, Канцелярия градоначальника состояла из 12 делопроизводств:
1. Делопроизводство личного состава - было создано на основе инспекторского отделения. Оно занималось всеми вопросами, связанными с кадрами Управления градоначальника и полиции. Кроме того, вело переписку о "высочайших "и других наградах за общеполезную деятельность, занималось делами о преобразовании и выработке новых штатов частей Управления и т. д. При нем был стол нарядов и экстренных распоряжений.
2. Счетное делопроизводство - занималось теми же вопросами, что и ранее.
3. Справочное делопроизводство - к нему перешло ведение части дел бывшего исполнительного отделения: сбор сведений по требованию разных учреждений о политической благонадежности лиц, выдача свидетельств о политической благонадежности, несудимости, переписка о воспрещении жительства. Кроме того, справочное делопроизводство занималось рассмотрением различных ходатайств, объявлением через местную печать указов правительствующего сената.
4. Административное делопроизводство - сюда была передана часть дел из городского отделения: дела об открытии и содержании трактиров, гостиниц, ресторанов, меблированных комнат и т. д. Административное делопроизводство занималось также делами о покупке и хранении оружия, о сектантах, вело дело по рабочему вопросу (продолжительность рабочего дня, заработная плата) и др.
5. Судное делопроизводство - занималось, как и раньше, производством дел по судебным вопросам.
6. Сословное делопроизводство - занималось утверждением смет сословных учреждений, давало разрешение на проведение собраний представителей сословных учреждений, рассматривало отчеты сословных учреждений, занималось делами об учреждении, утверждении и деятельности различных обществ, вело переписку о разрешении и проведении собраний, съездов, различных лекций, литературных вечеров и т. д.
7. Паспортное делопроизводство - в его компетенции были те же вопросы, что и до реорганизации.
8. Иностранное - его функции также сохранились в прежнем виде.
9. Военное делопроизводство - занималось учетом всех запасных военнообязанных.
10. Городское делопроизводство - часть дел этого делопроизводства перешла в административное, часть (разрешение на производство земляных работ, на устройство фабрик и заводов и т. д.) перешла в техническую часть Управления. Теперь оно занималось рассмотрением докладов Думы градоначальнику, перепиской по постановлениям Городской думы, Управы, изданием обязательных постановлений.
11. Стол цензуры - занимался рассмотрением ходатайств на устройство всякого рода зрелищ и увеселений, рассмотрением афиш, программ и т. д.
12. Дело производство совещательного присутствия рассматривало жалобы на неправильные действия полиции и должностных лиц в учреждениях градоначальства и сословных, отвечало за ведение журналов, составление отчетов Совещательного присутствия, рассматривало ходатайство об опеке.
Канцелярия градоначальника была центральным учреждением Управления, через которое шли все общие распоряжения градоначальника и вышестоящих организаций.
Упразднено Петроградское градоначальство было 26 мая 1917 г. (*3)
Подробных сведений о поступлении фонда в архив не имеется. Первое поступление помечено 31 января 1928 г. Указания на название организации, из которой поступили дела, а также номера акта и количества принятых дел не имеется. 13 сентября 1935 г. из Государственного исторического музея было принято 1249 связок документов (количество не указано). 12 февраля 1942 г. из Ленинградского областного архива Октябрьской революции было принято 2 папки россыпи. Оттуда же 14 октября 1947 г. было передано 45 дел и 7 связок ( количество не указано), 26 ноября 1947 г. из Центрального государственного исторического архива поступило 23 дела, 30 октября 1951 г. - 2 кг россыпи, а 2 августа 1952 г. - 82 дела. На сегодняшний день в фонде числится 14 150 дел, заключенных в 24 описи. Экспертиза фонда проводилась многократно. В деле фонда имеются отборочные списки и суммарные описи дел, не подлежащих хранению.
Научно - техническая обработка фонда не проводилась. Проверка наличия фонда проводилась в 1945, 1950, 1955, 1966, 1969 и 1980 г. г.
Материалы фонда микрофильмировались в 1965 г.
Подробное знакомство с историей фондообразователя и анализ материалов фонда показывает, что формирование архивного фонда Канцелярия петроградского градоначальника было проведено недостаточно четко. В результате этого в фонде оказались материалы другой фондовой принадлежности. Так, в фонде оказалось довольно значительное количество дел, которые были созданы раньше, чем образовано градоначальство. Например: алфавит вновь прибывших иностранцев. 1838 г. , оп 11, д. 1 Дело о высылке за границу прусского подданного 1861 г. , оп 10, д. 16 и т. д.
Такие дела по фондовой принадлежности должны относиться к фонду Канцелярии обер - полицмейстера. В фонде находятся также документы структурных подразделений, которые не имели отношения к Канцелярии, а входили в Управление градоначальника (фонда которого не существует): техническая часть, секретное отделение (по составу документы охранного отделения). Фабрично-заводской отдел, включенный в фонд Канцелярии.. . не входил ни в Канцелярию, ни в Управление, а подчинялся непосредственно градоначальнику. Все вышесказанное необходимо учесть исследователям при работе с фондом.
Фонд "Канцелярия петроградского градоначальника" располагает значительным комплексом документов по всем аспектам жизни Петербурга - Петрограда, который может представить интересы не только для историков Российской империи. Фонд содержит богатейший материал по революционному движению. Основная масса документов по этому вопросу содержит в I делопроизводстве, судном и секретном отделениях, делопроизводстве совещательного присутствия. (оп 6, 9, 17, 18, 20). Это доклады охранного отделения, циркуляры министра внутренних дел и департамента полиции градоначальнику, докладные записки градоначальника в МВД, предписания и приказы градоначальника, протоколы Совещательного присутствия по выработке мер пресечений демонстраций и забастовок, и вызове войск, о действии войск во время караула, а также переписка о введении и продлении положения о чрезвычайной и усиленной охраны (1907 - 1913 г. г.), о предании Военно-полевому суду лиц, принимавших участие в политических выступлениях (1906 - 1911 г. г.), рапорты и донесения полицейских чинов о забастовках, митингах и демонстрациях рабочих, о студенческих выступлениях, о распространении литературы революционного содержания; секретные прибавления к циркулярам МВД об учреждении полицейского надзора, розыскные карты и другие документы.
Сведения о содержании городского хозяйства и благоустройстве столицы (оп 15, 18) и административной части (оп 12, 20). Это дела об устройстве пригородных железных дорог, о прокладке городских конно- железных дорог, о разрешении на земляные работы по укладке труб и проводов, об осмотре домов, состоянии водопровода, освещения, транспорта; о санитарном состоянии города, протоколы заседаний и протоколы Городской думы; о городском строительстве, об открытии и содержании трактиров, гостиниц и питейных заведений и т. д.
Фабрично-заводской отдел (оп 1, 20) и техническая часть (оп 15) содержат дела о разрешении на открытие промышленных заведений, о содержании мастерских, о состоянии фабрик и заводов, об утверждении уставов различных акционерных обществ, а также сведения о несчастных случаях на различных предприятиях и др.
В сословном делопроизводстве и столе цензуры (оп 13, 20) отложилось значительное количество материалов об учреждении и деятельности различных обществ (потребительских, благотворительных, культурных и профессиональных) и утверждении их уставов; прошения о разрешении на чтение лекций, проведение литературных вечеров, организацию художественных выставок; о разрешении на созыв различных съездов и собраний; программы театров и кино; тезисы докладов и выступлений, разрешения на открытие частных театров и т. д.
Материалы фонда закаталогизированы.
Н. Ф. Никольцева.
--
1. ПСЗ, 1871 г. , ст. 49833
2. ПСЗ, 1883 г. , ст. 1617
3. Собрание узаконений и распоряжений Временного правительства, ст. 114
Постоянная ссылка: https://www.spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/569/1

Наверх